Юлия Бентя: "Сватовство монтера" возвращает на сцену подзабытый жанр спектакля-карикатуры
Если сравнить количество премьер, выпускаемых - в Киеве, то возглавляемый актером и режиссером Виталием Кино Центр искусств «Новый украинский театр» (НУТ) окажется в первых рядах. Поскольку НУТ фактически является частным молодежным театром, регулярное обновление его репертуарной афиши — залог выживания. В истекающем сезоне он показал две великолепные работы: «Эротические сны нашего города» по прозе Тани Малярчук и — 12 июля — «Сватовство монтера» по рассказам Михаила Зощенко.
Отдельная удача для труппы — свой драматург. В НУТ это Наталья Уварова, пишущая тексты с прицелом на конкретных актеров. Именно она, перетасовав разношерстных персонажей, соткала из карикатурных характеров связное полотно. А ее супруг, режиссер Илья Рыбалко (он же автор стихов, мелодий и их инструментальных аранжировок) вместе с Виталием Кино добились от актеров расписанной словно по нотам шаржевой игры, где чудесные пластические находки (балетмейстер Светлана Архипова) неотъемлемы от афоризмов классика.
Действие происходит в конце 1920-х годов. Пока советские лидеры пытаются строить коммунизм в отдельно взятой стране, люди продолжают жить своими маленькими заботами. У вдовы Окуневич (Ирина Сивацкая) все в порядке: квартира есть, внешность эффектная, профессия зубного техника приносит приличный доход, но вот найти интеллигентного мужа не получается.
На помощь она призывает молочницу из пригорода Пашу (Наталья Заруцкая). Та же решает на время за пять червонцев сдать в аренду слегка потрепанного, но все же любимого мужа — театрального монтера Николашу (Евгений Авдонин).
В авантюру вклинивается контуженый милиционер Завитушкин (Алексей Грудий) — не столько из любви к порядку, сколько в расчете самому заполучить Окуневич в жены. Пятый нелишний в этой симметричной истории — юный Амур (Кирилл Сузанский), невпопад палящий из лука, а затем прячущийся по углам, дабы рассерженные граждане не лишили его последних перьев.
Фарсовый сюжет, конечно, разрешается самым счастливым образом. Каждый получает то, о чем мечтал, и даже больше: Окуневич — покладистого мужа-красавца, монтер Николаша — денежную работу по протекции новой жены, молочница Паша — очередного супруга, к тому же не простого, а сотрудника органов, милиционер Завитушкин — полный комплект загородного хозяйства Паши. Да и порядком ощипанный Амур доволен — свою работу он выполнил отлично.
Постановщик Виталий Кино напомнил публике о существовании спектакля-карикатуры, но не глумливой, а просто веселой. В итоге у НУТ вместо острой сатиры получился милый безобидный шарж, ценность которого — в мастерском исполнении. Ведь зубоскалить и кривляться всегда легче, чем осмысленно шутить.
Оригинал статьи